Питерский аквабус: быть или не быть

Вопреки расчетам чиновников, что в новом 2012 году пассажиропоток на петербургских речных маршрутках, аквабусах, относительно предыдущего возрастет на 100-200 тыс. человек, план, скорее всего, не только не будет выполнен, но и уступит показателям 2011 года. Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" узнал, "вымрет" ли аквабус как вид транспорта, для чего с собой на борт всегда нужно брать загранпаспорт и как правильно "ловить" аквабус. Компаний-перевозчиков, обслуживающих речные маршруты, в Северной столице три: ООО МБФ, ООО "Интер Яхт Сервис" и ООО "Русские круизы". Все они в один голос утверждают, что если в прошлом году в выходные удавалось перевезти до 250 человек за день, то в этом рекорд составил 180. Конечно, бывают дни, когда пассажиров набирается всего семь. Что может объяснить такую неудачу? Перевозчики считают - цена билетов. В прошлом году городское правительство доплачивало за каждого пассажира примерно 300 руб. Сам билет при этом для пассажира стоит 50 руб. Такая дешевизна привлекала скорее не пассажиров, а туристов, считают в комитете по транспорту администрации Петербурга. Однако по словам перевозчиков, туристов на аквабусах мало — речная маршрутка ходит не по туристическим местам. В этом году для конкурентоспособности и для снижения нагрузки на бюджет цены подняли на 100%. Сейчас цена билета везде кроме "Курортной" линии составляет 100 руб. в одну сторону. На "Курортной" линии цена билета — 200 руб. По прошествии этого сезона комитет по тарифам снова пересмотрит цены на билеты. Вторая причина, считают перевозчики, - полное отсутствие рекламы и развития маршрутов. По словам перевозчиков, так как государство не оказало финансовой поддержки на покупку новых судов, управляющие компании вынуждены были закупать новые суда на свои деньги. Так, директором ООО МБФ, компании, обслуживающей "Приморское" направление, Меликом Саркисяном было куплено три новых теплохода, что удвоило их количество на этом направлении. В планах было приобрести еще два судна больших размеров, но из-за безучастия правительства покупка была отложена в долгий ящик. Если в прошлом году петербуржцы могли наблюдать рекламу на специальных щитах в метро, то в этом году информированию граждан о работе аквабусов не уделено должного внимания. Что касается маршрутов, то они в этом году также не получат никакого развития. Смольный обещает, что это случится только в следующем году. Как рассказали в комитете по транспорту, у правительства есть планы продления "Курортной" линии до Зеленогорска (пока линия длится только до Кронштадта). Также планируется создание нового "Петродворцового" маршрута: от центра города до пассажирского порта, затем до Ломоносова и до Кронштадта. Однако здесь есть небольшая загвоздка: сейчас с руководством порта решают вопросы, связанные с прохождением зоны пограничного контроля, чтобы пассажирам аквабусов не пришлось возить с собой загранпаспорт. "Вопрос с визами на "Пригородной" трассе (Петродворцовой) пока не решен. Скорее всего, построят остановку близкую к визовой зоне, но не входящую в нее", - рассказал пресс-секретарь комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев. Продление "Приморской" линии планируется до Парка трехсотлетия. По словам Игнатьева, остановка уже одобрена, ожидаются средства. Все эти планы должны осуществиться к началу следующего сезона. "Есть и долгосрочные планы в связке с общими преобразованиями петербургского транспорта, такие как: маршрут до Лахты и открытие 4 новых линий", - отметил Игнатьев. Несмотря на существующие сложности, Смольный не собирается закрывать проект, сообщили "Санкт-Петербург.ру" в комитете по транспорту. "Проект аквабусов перспективный, так что сворачивать его не собираются. Скорее всего, он будет развиваться постепенно", - отметил представитель комитета.